20 августа 2013
Сейчас размер пенсии напрямую зависит от объема страховых взносов, которые в течение всей трудовой биографии работника перечисляли в Пенсионный фонд его работодатели. При этом длительность трудового стажа практически не учитывается.
Для получения трудовой, а не социальной пенсии, достаточно отработать всего пять лет. Такой порядок, по мнению авторов формулы, не слишком справедлив по отношению к работникам, которые добросовестно трудятся десятки лет, а также по отношению к работодателям, которые платят «белую зарплату» и исправно перечисляют страховые взносы. С другой стороны, существующие правила приводят к завышению обязательств по выплате пенсий по сравнению с реально уплаченными в пенсионную систему взносами.
Новая формула предусматривает, что с 2015 года минимально необходимый для назначения страховой пенсии стаж будет ежегодно повышаться на 1 год и составит 15 лет.
Если гражданин не отработал эти 15 лет, то ему будет полагаться только социальная пенсия.
Трудовая пенсия по старости по-прежнему будет состоять из двух частей: страховой и накопительной. Новая формула будет использоваться только при расчете страховой пенсии, накопительная же часть будет формироваться как и раньше, этот порядок остается прежним.
В представленной Правительством формуле роли стажа и заработка становятся ключевыми. Для каждого работника при выходе на пенсию будут рассчитывать его индивидуальные пенсионные коэффициенты за каждый год трудовой деятельности. Чем больше человек трудится, чем выше его «белая» зарплата – тем больше будет пенсия.
«Новая формула не подразумевает повышение пенсионного возраста, мы исходим из того, что в Российской Федерации продолжительность жизни хотя и увеличивается с каждым годом, но все-таки еще недостаточно для того, чтобы говорить о возможностях повышения пенсионного возраста», - отметил министр труда и социального развития Максим Топилин.
Вместе с тем, стимулируется более поздний выход на пенсию. «Если человек отложит выход на пенсию на период больше чем на пять лет, то его пенсия будет увеличена автоматически более чем в 1,45 раза», - заметил зам.министра труда и социальной защиты Андрей Пудов.
Вместе с новой формулой ПФР и Минтруд представили новую услугу: пенсионный калькулятор. Он помогает подсчитать, какой примерно была бы пенсия, если бы она назначалась в ценах нынешнего года. Калькулятор не дает точного расчета. Он не предназначен для расчета размера пенсий нынешних пенсионеров; граждан, которым до выхода на пенсию осталось менее трех лет; инвалидов, нетрудоспособных граждан и граждан, потерявших кормильца; военнослужащих и сотрудников силовых ведомств; индивидуальных предпринимателей; работников вредных и опасных производств, имеющих право на досрочный выход на пенсию.
Он нужен для того, чтобы работник ясно себе представил, как повлияют на размер его пенсии разные обстоятельства его трудовой биографии: количество отработанных лет, нестраховые периоды (служба в армии, рождение детей), размер зарплаты.
Однако, он не учитывает снижение или повышение зарплаты в течение жизни, инфляцию, доходность пенсионных накоплений, «северный коэффициент» и некоторые другие показатели. (Калькулятор доступен на сайте ПФР по адресу:http://www.pfrf.ru/spec/raschet_pensii/ )
Обсуждение новой пенсионной формулы будет длиться до 1 августа. После этого в течение месяца пройдет техническая работа, и 1 сентября документ внесут в Госдуму.
«В текущем году мы должны принять все законы, и в течение 2014 года провести конвертацию пенсионных прав по новым правилам для тех, кто уже заработал определенный пенсионный капитал. При пересчете пенсионных прав никто не потеряет в правах, а значительная часть населения, у кого более высокие показатели стажа и заработка, они выиграют», - заявил Председатель Правления ПФР Антон Дроздов.
Новый порядок должен вступить в силу с 1 января 2015 года.
Интервью заместителя начальника управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Петропавловске-Камчатском Эдуарда Пахомова
25 июня 2013 года состоялась селекторная видео-пресс-конференция Министра труда и социальной защиты РФ М.А. Топилина, заместителя министра А.Н. Пудова и Председателя Правления ПФР А.В. Дроздова, на которой была представлена новая Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы. С 1 января 2015 года предполагается ввести новый порядок формирования пенсионных прав граждан и назначения трудовой пенсии по старости. Реформа вызвала огромный интерес населения всей страны и, конечно, наших земляков.
Об этом мы поговорим с Эдуардом Викторовичем Пахомовым, заместителем начальника Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Петропавловске-Камчатском Камчатского края
1. Эдуард Викторович, давайте начнем с самого начала: для чего понадобилось проведение новой пенсионной реформы?
Пенсионное законодательство – одно из самых объемных по размеру и сложных для восприятия и понимания среди других вопросов, касающихся социальной сферы общественной жизни.
Необходимо отметить, что пенсионная система, вступившая в действие с 1 января 2002 года, то есть со вступлением в силу Федерального Закона от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» номер 173-ФЗ, в ходе своего становления вызывала большое количество споров и нареканий.
Сейчас, когда с момента начала проведения пенсионной реформы прошло десятилетие, можно с уверенностью утверждать, что данное реформирование имело прогрессивное значение и положительно сказалось на материальном положении пенсионеров, в особенности тех, которые имели большой трудовой стаж в советское время.
Тем не менее, реформа нужна, чтобы преодолеть нерешенные ранее проблемы российской пенсионной системы и обеспечить социально приемлемый уровень пенсионного обеспечения россиян, как в средней, так и в долгосрочной перспективе. А нерешенных вопросов в организации пенсионного обеспечения у нас немало. Начнем с того, что население в целом по стране стареет, и при такой динамике работающей части общества становится все труднее обеспечивать выплату пенсии граждан, выходящих на пенсию за счет уплачиваемых страховых взносов. Другой важный вопрос – система досрочных государственных пенсий, которая существует только в нашей стране.
Соответственно, средства из общей копилки Пенсионного фонда расходуются для выплаты пенсий "досрочникам", уходящим на пенсию на 5-7 лет ранее общеустановленного срока. А для этого необходим дополнительный источник финансирования досрочных пенсий. Кроме того, на сегодняшний день существуют льготы по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд для отдельных категорий – это, к примеру, сельхозтоваропроизводители, средства массовой информации, некоторые общественные организации. Предоставление им льгот, казалось бы, понятно, но реальный бюджет Пенсионного фонда оказывается от этого в дефиците.
2. Какие задачи призвана решать Стратегия развития пенсионной системы?
Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы РФ разработана в соответствии с указом президента РФ. Документ определяет направления и задачи пенсионной системы, которая будет адекватна экономическому развитию страны, и при этом соответствовать международным стандартам.
Документ является плодом длительной работы: велись широкие обсуждения с ведущими экспертами в области экономики пенсионного права, он согласовывался в рамках межведомственного взаимодействия.
В соответствии со стратегией, основными задачами реформирования пенсионной системы является гарантирование социально приемлемого уровня пенсионного обеспечения и долгосрочная финансовая устойчивость пенсионной системы. При этом перед разработчиками новых правил были поставлены следующие условия:
- создать необходимые условия для сбалансированности пенсионной системы, в том числе в части страховых пенсий;
- сохранить приемлемый уровень страховой нагрузки на работодателей и нагрузки на федеральный бюджет;
- обеспечить минимальные гарантии пенсионного обеспечения гражданина на уровне не ниже величины прожиточного минимума пенсионера;
- обеспечить адекватность пенсионных прав заработной плате;
- повысить роль стажа при формировании пенсионных прав и расчете размера пенсии.
3. Чем новые пенсионные правила лучше тех, которые действуют сегодня? Каковы их основные отличия?
Сегодня размер трудовой пенсии по старости зависит в первую очередь от объема страховых взносов, которые работодатели в течение трудовой деятельности уплачивают за работника в систему обязательного пенсионного страхования. При этом, длительность страхового (трудового) стажа практически не влияет на размер пенсии. В результате получается, что пенсионные права, которые формируются у работающих граждан, неадекватны обязательствам по выплате им пенсий.
Действующий порядок расчета трудовых пенсий по старости несправедлив к самой экономически активной категории населения, к тем, кто собирается долго вести активную трудовую жизнь. Уравнительный принцип расчета пенсий приводит к тому, что пенсионные выплаты гражданам, имеющим незначительный страховой (трудовой) стаж, осуществляются примерно в том же объеме, что и гражданам с продолжительным трудовым стажем. Эти обстоятельства учтены в новой формуле: в новых условиях ключевыми становятся стаж и заработок
4. Из чего будет складываться пенсия наших граждан в дальнейшем?
Трудовая пенсия по старости, как и сегодня, будет состоять из двух частей:
1. Страховая пенсия с учетом фиксированного платежа (аналога сегодняшнего фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, его размер в 2013 году составляет 3 610,31 рублей, у нас в регионе – 5 776,50 рублей).
2. Накопительная пенсия, исчисление размеров которой будет идентично сегодняшнему расчету накопительной части трудовой пенсии.
Новая концепция пенсионной формулы предусматривает совершенно иные принципы расчета размера трудовой пенсии. Пенсия будет зависеть от двух составляющих: трудового стажа и заработной платы, которую получает будущий пенсионер.
При этом при расчете страховой пенсии по новым правилам впервые вводится понятие «годовой пенсионный коэффициент», которым оценивается каждый год трудовой деятельности гражданина. Годовой пенсионный коэффициент равен отношению зарплаты гражданина, с которой в этом году уплачивались страховые взносы в систему обязательного пенсионного страхования, и максимальной зарплаты, с которой работодатели по закону уплачивают страховые взносы в систему ОПС.
Индивидуальный пенсионный коэффициент будет корректироваться с учетом продолжительности трудового стажа. В Министерстве труда приводят пример: если человек получал в течение 35 лет среднюю зарплату по стране, то пенсия составит 40 процентов от ежемесячного дохода. Если человек трудился дольше и получал зарплату выше средней, то он будет получать более весомую пенсию. В новых условиях важно будет не только много зарабатывать официально, но и работать долго. Роль трудового стажа значительно возрастет.
5. Означает ли это повышение пенсионного возраста?
Президент РФ Владимир Путин подтвердил отсутствие планов по повышению пенсионного возраста. Возраст выхода на пенсию в РФ останется прежним: пятьдесят пять лет для женщин и шестьдесят для мужчин.
Вместе с тем будет запущен механизм стимулирования, призванный заинтересовать людей, которые достигли пенсионного возраста, но могут продолжать работу. В России самый низкий порог выхода на пенсию по сравнению с другими странами, даже входящими в постсоветское пространство.
6. Но, судя по характеру реформы, минимальный рабочий стаж, необходимый для назначения трудовой пенсии, все же будет повышен?
Да. Сейчас, чтобы получать трудовую пенсию, достаточно иметь всего 5 лет стажа. Постепенно до 2025 года минимальный стаж будет увеличен с нынешних 5 до 15 лет. Кроме того, в течение этих 15 лет заработная плата человека не должна быть меньше двух МРОТ (Минимальный размер оплаты труда). Тем же, у кого стаж или зарплата будут меньше, назначат социальную пенсию. Она, естественно, ниже, чем трудовая.
Кроме того, если общий страховой стаж гражданина (периоды, за которые уплачивались страховые взносы в пенсионную систему) к дате назначения трудовой пенсии будет более 35 лет, то по новым правилам трудовая пенсия будет назначена в повышенном размере. За каждый год более позднего обращения за пенсией страховая пенсия будет увеличиваться на соответствующие премиальные коэффициенты.
7. А что будет с накопительной пенсией?
Накопительная пенсия – это ежемесячная выплата пенсионных накоплений, сформированных за счет страховых взносов ваших работодателей и дохода от их инвестирования. Сегодня работодатели платят страховые взносы в обязательную пенсионную систему по тарифу 22% от фонда оплаты труда работника. Из них 6% тарифа идет на формирование пенсионных накоплений, а 16% – на формирование страховой части пенсии и ФБР в составе страховой части.
Если гражданин старше 1967 года рождения, то его трудовая пенсия по старости не будет содержать накопительную часть пенсии, потому что его работодатели отчисляют весь объем страховых взносов только на страховую часть пенсии.
Если же гражданин родился в 1967 году и позже, в 2013 году ему дополнительно предоставлена возможность выбора тарифа страхового взноса на накопительную часть трудовой пенсии: либо оставить 6 %, как сегодня, либо снизить его до 2 %, тем самым увеличив тариф на формирование страховой части пенсии с 10% до 14 %.
По новым правилам расчета размер накопительной пенсии также будет выше, если обратиться за назначением трудовой пенсии позднее общеустановленного пенсионного возраста. Ведь для расчета накопительной пенсии сумма пенсионных накоплений делится на так называемый период ожидаемой выплаты пенсии, который составляет 228 месяцев. А если, например, обратиться за назначением пенсии на три года позднее, то сумма пенсионных накоплений делится уже на 192 месяца (228 – 12 х 3).
8. Скажите, изменения коснутся всех получателей пенсий?
Нет, прежними остаются условия назначения трудовой пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца. Также хочу обратить внимание читателей, что при введении новых правил обязательным остается принцип сохранения пенсионных прав: все пенсионные права, сформированные до даты перехода на новую формулу, фиксируются, сохраняются и не могут быть уменьшены.
По материалам сайта администрации ПКГО.